Правительство РФ утвердило Программу госгарантий на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В документе много внимания уделяется диагностике и лечению COVID-19, впервые вводится список «уникальных» методов лечения, а также конкретизируются особенности работы федеральных медицинских центров в системе ОМС. Ключевые изменения – в разборе Vademecum.

Перечень «уникальных» методов лечения, уже успевший получить расхожее название «ВМП-III» по аналогии с перечнями высокотехнологичной медпомощи, включенной (ВМП-I) и не включенной (ВМП-II) в базовую программу ОМС. Как следует из документа, ВМП-III «вправе оказывать» только федеральные медорганизации.

В актуальный перечень вошли восемь методов, применяемых в сердечно-сосудистой-хирургии и при трансплантации органов.

— одномоментная замена всей аорты;

— открытое протезирование торакоабдоминальной аорты с реконструкцией всех висцеральных ветвей и восстановлением кровообращения спинного мозга;

— открытое протезирование дуги аорты с реконструкцией всех брахицефальных ветвей;

— малоинвазивная хирургия грудной аорты;

— эндоваскулярное протезирование аорты с сохранением кровотока по ветвям дуги аорты путем создания фенестрации;

— эндоваскулярное протезирование брюшной аорты с сохранением кровотока по висцеральным артериям с имплантацией фенестрированного стент-графта;

— трансплантация комплекса органов в различных сочетаниях;

— трансплантация легких с использованием перфузионных технологий.

В Программе госгарантий нет сведений о тарифах на ВМП-III, но по информации Vademecum, за основу профессиональное сообщество предложило Минздраву брать существующие тарифы ВМП-II. Такие методы планируется утвердить и по другим медицинским профилям. Подробнее о ВМП-III – в ближайшем номере Vademecum.

• Тарифы на специализированную и высокотехнологичную медпомощь, включенную в базовую программу ОМС, для федеральных клиник

Методика расчета таких тарифов впервые была апробирована в 2021 году с внедрением так называемого 86-го региона, а в 2022-м подход к применению коэффициента специфики оказания медпомощи был конкретизирован для ряда методов лечения. Коэффициент 1 впервые установлен для определенных операций (на почке и мочевыделительной системе у детей, на периферической нервной системе, на костно-мышечной системе и суставах и других), при комплексном лечении с применением препаратов иммуноглобулина, заправке помп, а также, например, при лечении с применением генно-инженерных биологических препаратов и селективных иммунодепрессантов.

В нынешнем году на работу федеральных центров в ОМС запланировано 154,4 млрд рублей. Это заметно больше, чем в 2021-м, так как запланированных тогда 119,2 млрд рублей оказалось недостаточно. Кроме того, планируется зарезервировать 30 млрд рублей в бюджете Федерального фонда ОМС на случай «незапланированного роста» объемов оказываемой медпомощи «в условиях чрезвычайной ситуации».

• Погружение «высоких технологий» в базовую программу ОМС оказалось незначительным

В перечень ВМП-I переместились два метода по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» — коронарные ангиопластика или стентирование в сочетании с внутрисосудистой визуализацией и/или в сочетании с оценкой гемодинамической значимости стеноза по данным физиологической оценки коронарного кровотока при ишемической болезни сердца (330,6 тысячи рублей за случай) и эндоваскулярная тромбэкстракция при остром ишемическом инсульте (726,4 тысячи рублей).

• Перечень ВМП-II расширился на пять методов

Среди них установка интенсивной помпы для постоянной инфузии геля после предварительной назоеюнальной титрации (профиль «неврология», 431,8 тысячи рублей), лечение острого лейкоза с использованием биотехнологических методов у детей (2,97 млн рублей), протонная терапия доброкачественных опухолей (2 млн рублей) и другие.

Финансирование ВМП-II в федеральных клиниках запланировано в 2022 году на уровне 109,9 млрд рублей, что лишь на 2,7 млрд рублей больше субсидии прошлого года.

• Диагностика COVID-19 выведена за пределы подушевого норматива финансирования медпомощи в амбулаторном звене

Этот маневр, как и в случае с другими методами диагностики (КТ, МРТ, УЗИ сердечно-сосудистой системы и других), призван повысить доступность ПЦР-тестирования в первичном звене. При этом субъект «вправе установить» в терпрограмме дополнительный перечень случаев, при которых проведение исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом ПЦР осуществляется за счет местного бюджета. Например, для проведения большего объема исследований в момент вспышки заболевания. При этом Программа госгарантий не предполагает оплату исследований на антитела к возбудителю COVID-19 любым из методов для подтверждения факта ранее перенесенного заболевания (например, бессимптомно и без обращения в медучреждение или за границей).

В 2022 году установлен лимит на 18,6 млн ПЦР-тестов (из расчета 0,12838 исследований на 145 млн человек застрахованных), средний норматив финансирования одного теста – 600,5 рублей.

• Лечение COVID-19 получило средний норматив финансирования

Рекомендуемая стоимость одного случая составляет 116,2 тысячи рублей (без учета коэффициента дифференциации) и может корректироваться «с учетом распределения пациентов по степени тяжести течения болезни». Оплата проводится в соответствии с клинико-статистическими группами. Планировать объемы медпомощи регионы могут, опираясь на структуру и уровень заболеваемости.

Углубленная диспансеризация пациентов, перенесших COVID-19, также выведена за пределы подушевого норматива финансирования. Пройти обследование может и тот пациент, который считает, что переболел COVID-19, но за медпомощью не обращался. Средний финансовый норматив одного случая углубленной диспансеризации установлен на уровне 1017,5 рублей. Общий объем финансирования этого направления в 2022 году пока не озвучивался, в 2021-м он составил 5,8 млрд рублей.

Статья взята с интернет версии делового журнала об индустрии здравоохранения VADEMECUM от 10.01.2022

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»