Приложение № 1

 

УТВЕРЖДЕНО

 приказом АО «Чувашская МСК»

от  «30» марта 2021 г. № 42

ПОЛОЖЕНИЕ

об антикоррупционной политике

акционерного общества

«Чувашская медицинская страховая компания»

 

 

  1. Общие положения

1.1. Антикоррупционная политика (далее – Политика) акционерного общества «Чувашская медицинская страховая компания» разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по разработке и принятию организационных мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.11.2013.

1.2. Политика акционерного общества «Чувашская медицинская страховая компания» (далее – Общества) является базовым документом, определяющим основные задачи, принципы и направления антикоррупционной деятельности, целью создания которого является координирование деятельности работников Общества при реализации антикоррупционных мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений в Обществе.

 

  1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики

2.1. Цель Политики – разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Общества, формирование антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью работников Общества к коррупционным правонарушениям.

2.2. Задачами Политики Общества являются:

— формирование у работников единообразного понимания позиции Общества о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

— минимизация риска вовлечения Общества и его работников, независимо от занимаемой должности, в коррупционную деятельность;

— предупреждение коррупционных правонарушений и обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;

— формирование антикоррупционного корпоративного сознания;

— установление обязанности работников Общества знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства.

 

  1. Используемые в антикоррупционной политике понятия определения

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями либо иное незаконное использование работником Общества своего должностного положения вопреки законным интересам Общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Противодействие коррупции – деятельность Общества и его работников в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Получение взятки – получение должностным лицом Общества лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в Обществе, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Общества влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами, и законными интересами Общества, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Общества, работником которой он является.

Личная заинтересованность работника – заинтересованность работника Общества, связанная с возможностью получения работником при исполнении должностных (трудовых) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое, или физическое лицо, с которым Общество вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

 

  1. Основные принципы антикоррупционной деятельности Общества

4.1. Принципами Политики Общества являются:

— принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении повседневной деятельности, в том числе во взаимодействии с контрагентами, представителями органов власти, самоуправления, своими работниками и иными лицами;

— принцип личного примера руководства. Руководитель и иные руководящие работники Общества должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением;

— приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;

— недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности определенной группы работников Общества, совершивших коррупционные проявления;

— недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции и мерах Политики;

— мониторинг и контроль. Общество осуществляет мониторинг коррупционных рисков, в том числе причин и условий коррупции, в деятельности по осуществлению закупок для нужд Общества и устранения выявленных коррупционных рисков;

— информирование и обучение. Общество размещает настоящую Политику в свободном доступе в информационной сети «Интернет» на сайте Общества, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми контрагентами, и содействует повышению общего уровня антикоррупционной культуры работников путем информирования и обучения.

 

  1. Область применения антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие

5.1. Настоящая Политика предназначена для использования работниками Общества, ответственными за реализацию мер по противодействию коррупции, в части соблюдения принципов и требований настоящей Политики и ключевых норм применимого антикоррупционного законодательства.

Кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники Общества, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

Принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов, а также на иных лиц в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из действующего законодательства.

 

  1. Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в Обществе, и их обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

6.1. Эффективное управление антикоррупционной деятельностью Общества достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия следующих участников:

Генеральный директор Общества:

— утверждает настоящую Политику;

— рассматривает и утверждает изменения и дополнения к Политике;

— определяет должностное лицо из числа работников Общества, на которое возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

— создает комиссию по противодействию коррупции в Обществе;

— контролирует общие результаты внедрения и применения Политики;

— отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Политики;

— организует проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

— оказывает содействие уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Общества по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

— оказывает содействие уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении в Обществе мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

— осуществляет меры по предупреждению коррупции в Обществе.

— при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы в 10-дневный срок сообщает о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Должностное лицо, на которое возложена ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений:

— разрабатывает и представляет на утверждение руководителю Общества проекты локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;

— проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками Общества;

— осуществляет прием уведомлений о факте обращения в целях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками Общества, и уведомлений о конфликте интересов работников Общества;

Комиссия по противодействию коррупции:

— осуществляет оценку коррупционных рисков;

— осуществляет рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами Общества или иными лицами;

— проводит оценку результатов антикоррупционной работы и подготавливает соответствующие отчетные материалы руководителю Общества;

— осуществляет меры по предупреждению коррупции в Обществе;

— осуществляет меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, рассматривает уведомления о конфликте интересов работников Общества.

  1. Обязанности работников Общества, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

7.1. Работники Общества обязаны:

— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Общества;

— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Общества;

— незамедлительно информировать непосредственного руководителя, лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, руководство Общества о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

— незамедлительно информировать непосредственного руководителя, лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, руководство Общества о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Общества или иными лицами;

— сообщить непосредственному руководителю, лицу, ответственному за реализацию антикоррупционной политики, руководству Общества о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

— сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы в том случае если работник, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы.

 

  1. Перечень реализуемых Обществом  антикоррупционных мероприятий

8.1. Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений:

— разработка и внедрение Положения о конфликте интересов;

— введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью Общества, стандартной антикоррупционной оговорки;

— разработка и утверждение иных локальных нормативных актов Общества по вопросам профилактики и недопущения коррупционного поведения.

8.2. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:

— введение процедуры информирования работодателя работниками Общества о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;

— введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами и иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений;

— введение процедуры информирования работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования.

 

  1. Меры по противодействию коррупции в системе закупок

9.1. Основные понятия:

Личная заинтересованность — возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод (преимуществ) как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственниками, друзьями, знакомыми и т. д.). Ситуация личной заинтересованности может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом его должностных (служебных) обязанностей, то есть привести к конфликту.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

9.2. Признаки, которые позволяют отнести закупку к коррупционной:

— размер цены контракта по закупке;

— коррупционная емкость предмета (сферы) закупки (строительство, в том числе жилищное, здравоохранение и т. д.);

— частота заключаемых контрактов с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с точки зрения возможного установления неформальных связей между конечным выгодоприобретателем — работником и представителем контрагента.

9.3. Основной целью выявления в ходе закупочной деятельности личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является в случае выявления такой заинтересованности принятие всех рекомендуемых и возможных в конкретной ситуации мер для предотвращения или урегулирования конфликта интересов.

9.4. Действия, которые могут быть квалифицированы как коррупционные в сфере закупок товаров, работ, услуг характеризуются следующими особенностями:

— совершаются специальными субъектами (как правило, наделенными полномочиями в сфере закупок);

— совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица;

— непременно направлены на получение личной выгоды должностным лицом заказчика;

— направлены, в том числе, на удовлетворение интересов лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (например, взятки и т.д.);

— выполняются должностным лицом умышленно;

— нарушают законные интересы государства.

9.5. Типовыми ситуациями, содержащими признаки наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, при закупках товаров, работ, услуг, являются следующие.

9.5.1. В конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица заказчика, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

9.5.2. В конкурентных процедурах участвует организация, в которой у члена конкурсной (аукционной, котировочной, приемочной) комиссии либо должностного лица заказчика, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя), имеется доля участия в уставном капитале, либо указанные лица являются соучредителями данной организации.

9.5.3. Должностное лицо, занимающее должность руководителя, заместителя руководителя заказчика, либо должностное лицо заказчика, непосредственно участвующее в осуществлении конкретной закупки, либо член конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии ранее выполняли трудовые функции в организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре.

9.5.4. В организации или в органе управления юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурентной процедуре, работает лицо, ранее являвшееся руководителем, заместителем руководителя заказчика, либо входившее в состав конкурсной (аукционной, котировочной, приемочной) комиссии заказчика, либо задействованное в проведении закупок, для участия в которых указанная организация ранее подавала заявку, либо осуществлявшее в отношении данного органа контрольные или надзорные функции.

9.5.5. Сотрудник заказчика участвует в принятии решения о закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного сотрудника.

9.5.6. Сотрудник заказчика и (или) его родственники, либо члены конкурсной  комиссии владеют ценными бумагами организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

9.5.7. Сотрудник заказчика, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного сотрудника, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и (или) организаций, участвующих в конкурсных процедурах или с которыми заключен государственный контракт.

9.5.8. Для достижения благоприятных для «лояльного» подрядчика результатов рассмотрения проектов сметных нормативов (экспертизы проектной документации, аудита предложений о закупках «под ключ») налаживается «неформальное» взаимодействие с организациями, оказывающими соответствующие услуги.

9.6. Распространенные коррупционные схемы в сфере закупок товаров, работ и услуг:

9.6.1. На этапе разработки документации об электронном аукционе, конкурсной документации, проектов контрактов, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены за единицу товара, работы, услуги:

— в одной закупке объединяются разнородные товары, работы, услуги таким образом, чтобы ограничить конкуренцию и привлечь к исполнению заказа конкретного поставщика, аффилированного с заказчиком;

— характеристики товара, работы или услуги определены таким образом, что он (она) может быть приобретен только у одного поставщика, аффилированного с заказчиком;

— установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации исполнения контракта, при которых исполнение контракта возможно только заранее подготовленным поставщиком – участником возможной коррупционной схемы;

— установление заведомо неконкурентной цены контракта с нарушением установленных требований к определению и обоснованию начальной максимальной цены контракта, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;

— выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из личной заинтересованности (прямой или косвенной) должностного лица заказчика.

9.6.2. На этапе размещения извещения и документации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок, подачи заявок участниками закупки:

— при обязательной публикации информации в ЕИС используются неправильные, некорректные наименования закупки, не отражающие её содержание. Опубликованные документы закупки невозможно или сложно открыть, прочитать, скопировать;

— вступление в переговоры с аффилированным участником закупки на этапе подачи заявок, его информирование о ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до подведения итогов закупки.

9.6.3. На этапе осуществления функций по рассмотрению комиссией по осуществлению закупок заявок участников торгов:

— отклонение всех заявок с проведением повторной закупки. Сведения о поступивших заявках передаются «своему» исполнителю и помогают ему выиграть повторную закупку;

— признание несоответствующей требованиям заявки участника аукциона, предложившего самую низкую цену. Победителем признается участник, предложивший почти самую низкую цену, которая по существу является достаточно высокой;

— закупка у «своего» участника с необоснованным отклонением остальных заявок участников торгов;

— закупка у «своего» участника при сговоре с другими участниками закупки.

9.7. К лицам, в отношении которых необходимо проводить аналитические мероприятия по выявлению личной заинтересованности, относятся:

— руководитель и заместители руководителя заказчика;

— контрактные управляющие и сотрудники контрактной службы заказчика;

— члены комиссий заказчика (конкурсной, аукционной, котировочной, приемочной);

— иные служащие и работники заказчика, непосредственно участвующие в осуществлении конкретных закупок.

9.8. Формирование «профиля» работника в целях проведения аналитических мероприятий по выявлению личной заинтересованности начинается с момента его приема на работу.

В «профиль» служащего (работника) включается информация:

— о его близких родственниках (ФИО, ИНН, степень родства, место работы);

— о его предыдущих местах работы, занятости.

Источниками информации для формирования «профиля» (работника являются:

— анкета, заполняемая при поступлении на работу;

— трудовая книжка;

9.9. Задачей аналитических мероприятий по выявлению личной заинтересованности являются анализ аффилированности должностных лиц заказчика и участника закупок, раскрытие информации о цепочках собственников участников закупок, поиск прямых и вероятных связей между физическим и/или юридическими лицами, поиск компаний под управлением родственников руководителей и учредителей.

9.10. В случае выявления конфликта интересов должностных лиц заказчика и участника закупки:

— комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика, а заказчик — отказаться от подписания контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента выявления между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;

— контракт, заключенный между победителем торгов и заказчиком, при наличии между ними конфликта интересов, подлежит расторжению.

 

  1. Меры по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов

 10.1. Система внутреннего контроля и аудита организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности организации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе:

проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

контроль документирования операций хозяйственной деятельности Общества;

проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

10.2. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности Общества и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

10.3. С целью недопущения составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов устанавливается персональная ответственность работников Общества за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов, в чьи должностные обязанности входит подготовка, составление, представление, направление отчетности и иных документов Общества, осуществляется постоянное проведение проверок на предмет подлинности документов.

10.4. При проведении проверок учитывается, что подлинность документов устанавливается путем проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и соответствия составления документов датам отражения в них операций, информации, фактов и т.д. При чтении документов, после установления их подлинности, проверяются документы по существу, то есть с точки зрения достоверности, законности отраженных в них хозяйственных операций, информации, фактах и т. д. Достоверность операций, зафиксированных в документах, про­веряется изучением этих и взаимосвязанных с ними документов, опросом соответствующих должностных лиц, осмотром объектов в натуре и т.д. Законность отраженных в документах операций уста­навливается путем проверки их соответствия действующему законодательству.

10.5. При выявлении фактов использования поддельных документов незамедлительно информируется руководитель Общества.