Контроль качества медицинской помощи
К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (далее — контроль) относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи объему и условиям, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором по обязательному медицинскому страхованию и договором в рамках базовой программы.
Цели контроля:
1) обеспечение бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором по обязательному медицинскому страхованию и договором в рамках базовой программы;
2) защита прав застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках программ обязательного медицинского страхования в медицинских организациях;
3) предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, являющихся результатом:
— несоответствия оказанной медицинской помощи по видам, формам, объемам, срокам, качеству и условиям состоянию здоровья застрахованного лица при наступлении страхового случая с учетом степени поражения органов и (или) систем организма либо нарушений их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;
— невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых застрахованному лицу профилактических, диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи (за исключением стандартов оснащения и штатных нормативов медицинской организации, ее структурных подразделений) (далее — порядок оказания медицинской помощи), на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи;
— несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, включая сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов, в том числе в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
4) проверка исполнения медицинскими организациями обязательств по оказанию необходимой медицинской помощи застрахованному лицу в рамках программ обязательного медицинского страхования;
5) проверка соответствия стоимости оказанной медицинской организацией медицинской помощи за отчетный период размеру финансового обеспечения объемов медицинской помощи, распределенных медицинской организации комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, созданной в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» на указанный период (далее — комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования), установленных договором в рамках базовой программы, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
Контроль объемов, сроков, качества, и условий предоставления застрахованным гражданам медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию проводится в 2 этапа:
1 этап — медико-экономическая экспертиза (МЭЭ)
Медико-экономическая экспертиза — установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
В 2023 году в медицинских организациях г. Новочебоксарска, г. Чебоксары, а также лечебных учреждениях Чувашской Республики рассмотрено 14229 страховых случаев при медико-экономической экспертизе, из них:
— амбулаторно-поликлиническая помощь — 8812 случаев,
— стационарная помощь — 2399 случаев,
— стационарозамещающая помощь — 1873 случая,
— скорая медицинская помощь вне медицинской организации — 1145 случаев.
Из рассмотренных страховых случаев выявлено1471 страховой случай, содержащий нарушения. Количество выявленных нарушений по результатам медико-экономических экспертиз составило 1601, из них:
— 1483 нарушения — в амбулаторно-поликлинических условиях,
— 65 нарушений — в условиях круглосуточного стационара,
— 26 нарушений — в условиях дневного стационара,
— 27 нарушений – по скорой медицинской помощи вне медицинской организации.
Анализ выявленных нарушений при проведении медико-экономических экспертиз показал, что основными дефектами являются:
— нарушения, связанные с несоответствием данных медицинской документации данным реестра счетов — 62,2 %,
— нарушения, связанные с расхождением сведений в различных разделах медицинской документации — 11,7 %,
— нарушения, связанные с отсутствием в документации (несоблюдением требований к оформлению) информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство — 16,3 %.
2 этап — экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП)
Экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
В 2023 году в медицинских организациях г. Новочебоксарска, г. Чебоксары, а также лечебных учреждений Чувашской Республики рассмотрено 5445 страховых случаев при экспертизе качества медицинской помощи.
Случаи рассмотрения страховых случаев по видам медицинской помощи распределились следующим образом:
— амбулаторно-поликлиническая помощь — 3341 случай,
— стационарная помощь — 1465 случаев,
— стационарозамещающая помощь — 339 случаев,
— скорая медицинская помощь вне медицинской организации — 300 случаев.
Из рассмотренных страховых случаев выявлено 1688 страховых случаев, содержащих нарушения. Количество выявленных нарушений по результатам экспертиз качества медицинской помощи составило 1951, из них:
— 1231 нарушение — в амбулаторно-поликлинических условиях,
— 508 нарушений — в условиях круглосуточного стационара,
— 98 нарушений — в условиях дневного стационара,
— 114 нарушений – по скорой медицинской помощи вне медицинской организации.
Анализ выявленных нарушений при проведении экспертиз качества медицинской помощи показал, что основными дефектами являются:
— нарушения при оказании медицинской помощи — 62,1 %,
— нарушения, связанные с отсутствием в медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей — 13,9 %.
Выявленные нарушения в медицинских организациях
при оказании медицинской помощи за 2023 год
-
Нарушения в медицинской организации прав застрахованных
При оказании
Всего
Амбулаторно-поликлинической помощи
Стационарной медицинской помощи
Стационарозамещающей медицинской помощи
Скорой медицинской помощи
Выбор медицинской организации и врача
0
0
0
0
0
Организация работы медицинской организации
0
0
0
0
0
Этика и деонтология
0
0
0
0
0
Качество медицинской помощи
1483
65
26
27
1601
Лекарственное обеспечение
1231
508
98
114
1951
Взимание с застрахованного лица платы за медицинскую помощь, включенную в программу ОМС
0
0
0
0
0
Отказ в оказании медицинской помощи, включенной в программу ОМС
0
0
0
0
0
Итого
2714
573
124
141
3552
Таблица содержит информацию о нарушениях, выявленных по результатам медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, проведенной АО «Чувашская МСК» и составлена на основании отчетных данных формы ЗПЗ.
Показатели деятельности АО «ЧУВАШСКАЯ МСК» за 2023 год:
Доля умерших от числа застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации | 1,27% |
Доля застрахованных лиц, не обращавшихся за оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе умерших | 8,3% |
Доля умерших застрахованных лиц, не проходивших диспансеризацию | 0,85% |
Доля претензий, удовлетворенных в досудебном порядке | 100% |
Доля страховых случаев, подвергшихся медико-экономической экспертизе, от числа страховых случаев, принятых к оплате по результатам МЭК | 0,87% |
Доля страховых случаев, подвергшихся экспертизе качества медицинской помощи, от числа страховых случаев, принятых к оплате по результатам МЭК | 0,33% |
Доля экспертиз качества медицинской помощи в общем объеме проведенных контрольно-экспертных мероприятий | 27,7% |
Количество выявленных нарушений по результатам экспертизы качества медицинской помощи на 10 000 застрахованных лиц | 93,5 |
Количество тематических экспертиз качества медицинской помощи на 10 000 застрахованных лиц | 187,0 |