Контроль качества медицинской помощи
К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее – ОМС), проводимому страховой медицинской организацией, относятся мероприятия по организации и проведению проверок соответствия предоставленной медицинскими организациями застрахованному лицу медицинской помощи объемам и условиям, установленным территориальной программой ОМС, договорами на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенными между страховой медицинской и медицинскими организациями.
Цели контроля:
— обеспечение бесплатного предоставления застрахованному лицу медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС;
— защита прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС, надлежащего качества;
— предупреждение дефектов медицинской помощи, являющихся результатом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица; невыполнения и/или неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи и/или стандартов медицинской помощи, медицинских технологий путем анализа наиболее распространенных нарушений по результатам контроля и принятие мер уполномоченными органами;
— проверка исполнения медицинскими организациями обязательств по бесплатному оказанию застрахованным лицам медицинской помощи по программам ОМС;
— оптимизация расходов по оплате медицинской помощи при наступлении страхового случая и снижение страховых рисков в ОМС.
Контроль объемов, сроков, качества, и условий предоставления застрахованным гражданам медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию проводится в 2 этапа:
1 этап — медико-экономическая экспертиза (МЭЭ)
Медико-экономическая экспертиза — установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
В 2022 году в медицинских организациях г. Новочебоксарска, г. Чебоксары, а также лечебных учреждениях Чувашской Республики проведено 6995 медико-экономических экспертиз, что позволило проверить 12492 случая оказания медицинской помощи, из них:
— амбулаторно-поликлиническая помощь — 7894 случая,
— стационарная помощь — 2312 случаев,
— стационарозамещающая медицинская помощь — 1017 случаев,
— скорая медицинская помощь вне медицинской организации — 1269 случаев.
Из рассмотренных случаев выявлены страховые случаи, содержащие нарушения. Количество выявленных нарушений по результатам медико-экономических экспертиз — 1732, из них:
— 1618 нарушений — в амбулаторно-поликлинических условиях,
— 57 нарушений — в условиях круглосуточного стационара,
— 7 нарушений — в условиях дневного стационара,
— 50 нарушений – по скорой медицинской помощи вне медицинской организации.
Анализ выявленных нарушений при проведении медико-экономических экспертиз показал, что основными дефектами являются:
— нарушения, связанные с несоответствием данных медицинской документации данным реестра счетов — 41,2 %,
— нарушения, связанные с расхождением сведений в различных разделах медицинской документации — 29,1 %,
— нарушения, связанные с отсутствием в документации (несоблюдением требований к оформлению) информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство — 19,1 %.
2 этап — экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП)
Экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
В 2022 году в медицинских организациях г. Новочебоксарска, г. Чебоксары, а также лечебных учреждений Чувашской Республики проведено 5452 экспертизы качества медицинской помощи, что позволило проверить 6331 случай оказания медицинской помощи.
Случаи рассмотрения страховых случаев по видам медицинской помощи распределились следующим образом:
— амбулаторно-поликлиническая помощь — 3320 случаев,
— стационарная помощь — 2400 случаев,
— стационарозамещающая медицинская помощь — 306 случаев,
— скорая медицинская помощь вне медицинской организации — 305 случаев.
Из рассмотренных случаев выявлены страховые случаи, содержащие нарушения. Количество выявленных нарушений по результатам экспертиз качества медицинской помощи — 2778, из них:
— 1577 нарушений — в амбулаторно-поликлинических условиях,
— 905 нарушений — в условиях круглосуточного стационара,
— 85 нарушений — в условиях дневного стационара,
— 211 нарушений – по скорой медицинской помощи вне медицинской организации.
Анализ выявленных нарушений при проведении экспертиз качества медицинской помощи показал, что основными дефектами являются:
— нарушения при оказании медицинской помощи — 61,3 %,
— нарушения, связанные с отсутствием в медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей — 19,5 %.
Выявленные нарушения в медицинских организациях
при оказании медицинской помощи за 2022 год
-
Нарушения в медицинской организации прав застрахованных
При оказании
Всего
Амбулаторно-поликлинической помощи
Стационарной медицинской помощи
Стационарозамещающей медицинской помощи
Скорой медицинской помощи
Выбор медицинской организации и врача
0
0
0
0
0
Организация работы медицинской организации
0
0
0
0
0
Этика и деонтология
0
0
0
0
0
Качество медицинской помощи
1618
57
7
50
1732
Лекарственное обеспечение
1577
905
85
211
2778
Взимание с застрахованного лица платы за медицинскую помощь, включенную в программу ОМС
0
0
0
0
0
Отказ в оказании медицинской помощи, включенной в программу ОМС
0
0
0
0
0
Итого
3195
962
92
261
4510
Таблица содержит информацию о нарушениях, выявленных по результатам медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, проведенной АО «Чувашская МСК» и составлена на основании отчетных данных формы ЗПЗ.
Показатели деятельности АО «ЧУВАШСКАЯ МСК» за 2022 год:
Доля умерших от числа застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации | 1,27% |
Доля застрахованных лиц, не обращавшихся за оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе умерших | 8,3% |
Доля умерших застрахованных лиц, не проходивших диспансеризацию | 0,85% |
Доля претензий, удовлетворенных в досудебном порядке | 100% |
Доля медико-экономических экспертиз от числа страховых случаев | 0,43% |
Доля экспертиз качества медицинской помощи от числа страховых случаев | 0,22% |
Доля экспертиз качества медицинской помощи в общем объеме проведенных экспертиз | 33,6% |
Количество выявленных нарушений от общего числа экспертиз по результатам экспертизы качества медицинской помощи на 10 000 застрахованных лиц | 130,6 |
Количество тематических экспертиз от общего числа экспертиз на 10 000 застрахованных лиц | 401,5 |